В Нижнем Новгороде началось долгожданное строительство дублера проспекта Гагарина. Дорога протяженностью около 13 километров возьмет начало в районе улицы Ларина в Приокском районе, пройдет в Ольгино и Новинках, а затем — по новому мосту через Оку — выйдет на улицу Юлиуса Фучика на Автозаводе. Предполагается, что магистраль разгрузит проспект Гагарина, уменьшит городские пробки, а также повысит транспортную доступность нагорной части, Ленинского и Автозаводского районов.
Возведением дороги-дублера в рамках концессионного соглашения с правительством Нижегородской области занимается ООО «Концессионная строительная компания № 11» — дочернее подразделение ДСК «Автобан». Где именно будет пролегать трасса, когда завершится строительство и правда ли, что проезд сделают платным? GIPERNN.RU собрал ответы на эти и другие актуальные вопросы о дублере проспекта Гагарина в одном материале.
Где пройдет дублер проспекта Гагарина?
Сегодня проспект Гагарина является главной транспортной артерией нагорной части Нижнего Новгорода. Дорога аккумулирует и распределяет потоки с трех мостов, соединяет жилые кварталы и промышленные районы Автозаводского и Ленинского районов с центральной частью города, напомнил исполняющий обязанности директора «Главного управления автодорог Нижегородской области» (ГУАД) Леонид Самухин. Также магистраль протяженностью более 10 километров выходит на федеральную трассу Р-158 Нижний Новгород — Саратов.
Среднегодовая суточная интенсивность движения транспорта по проспекту Гагарина составляет более 73 тысяч автомобилей. Уже сегодня в пиковые часы уровень загрузки магистрали превышает 100%. По предварительным расчетам, к 2030 году уровень загруженности может превысить 100 тысяч автомобилей в сутки, что угрожает транспортным коллапсом.
Разгрузить проспект Гагарина призвана новая дублирующая дорога. Концессионное соглашение с ООО «Концессионная строительная компания № 11» заключено на 30 лет и 9 месяцев: по информации нижегородского правительства, строительство дублера займет 4,5 года, дальнейшая эксплуатация концессионером продлится 26 лет и 3 месяца. В концессию включены три очереди строительства: вторая, третья и четвертая. Каждая из них дополнительно разделена на несколько этапов.
Вторая очередь дублера проспекта Гагарина возьмет начало в районе улицы Ларина в столице Приволжья и пройдет в обход деревни Бешенцево, пересекая дорогу Большая Ельня — Ольгино. Далее она проследует мимо поселка Луч и деревни Румянцево и соединится с дорогой Нижний Новгород — Саратов. Для удобства вторая очередь строительства разделена на два этапа.
- Первый этап — от улицы Ларина до дороги Большая Ельня — Ольгино. Включит строительство четырехполосной автодороги протяженностью 3976 метров с тротуаром и велодорожкой. Также запланировано возведение 140-метрового мостового сооружения и путепровода в составе двухуровневой транспортной развязки длиной 79 метров.
- Второй этап — от дороги Большая Ельня — Ольгино до трассы Нижний Новгород — Саратов. Предполагает строительство четырехполосной дороги длиной 2650 метров с тротуаром и велодорожкой, грунто-засыпного арочного моста через овраг, а также съездов двухуровневой транспортной развязки протяженностью 900 метров.
Третья очередь дублера проспекта Гагарина стартует от транспортной развязки на пересечении с дорогой Нижний Новгород — Саратов, пройдет мимо ЖК «Новинки Smart City» и соединится с трассой Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород. Строительство планируется в один этап. Он подразумевает возведение четырехполосной дороги длиной 1960 метров, а также двухуровневой транспортной развязки по типу «клеверный лист» с путепроводом и съездами.
Четвертая очередь дублера проспекта Гагарина станет наиболее объемной и сложной. Она возьмет начало у трассы Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород в нагорной части и, благодаря новому мосту через Оку, выйдет на улицу Юлиуса Фучика в Автозаводском районе. Четвертая очередь разделена на пять этапов.
- Первый этап предполагает строительство нового мостового перехода через Оку. Переправа, которая соединит Автозаводский и Приокский районы, станет пятым мостом через эту реку в Нижнем Новгороде.
- Второй этап — возведение транспортной развязки по типу «клеверный лист» на пересечении с трассой Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород, обустройство двух автобусных остановок и пешеходных переходов. Также на этом этапе запланирована реконструкция участка вышеназванной трассы от новой развязки до развязки в деревне Ольгино.
- Третий этап предполагает реконструкцию автодороги длиной 1832 метра по улице Фучика и монтаж остановочного пункта на Монастырке.
- Четвертый этап предусматривает реконструкцию дороги протяженностью 207 метров по улице Героя Шнитникова, устройство примыканий и тротуаров, обустройство остановочного пункта.
- Пятый этап — финальный — четвертой очереди строительства дублера проспекта Гагарина выделен для установки автоматизированной системы дорожного управления, а также системы взимания платы за проезд.
Каким будет пятый мост через Оку?
Пожалуй, именно строительство нового моста через Оку станет ключевой частью реализации проекта. Первоначально власти рассматривали семь вариантов возведения этой переправы: предпочтение в результате отдали наиболее экономически выгодному и технологически удобному. Так, протяженность нового моста превысит километр. Левобережные подходы будут представлять собой подпорную стену длиной 200 метров.
Подмостовой габарит в зоне пересечения с основными и дополнительными судовыми ходами будет иметь ширину 140 метров и высоту в 15 метров. Опоры мостового перехода запроектированы из монолитного железобетона, фундаменты — в виде низких свайных ростверков на железобетонных забивных сваях. Дополнительную устойчивость конструкций обеспечат буронабивные столбы диаметром 1,5 метра.
Проезжая часть пролетного строения моста через Оку будет состоять из двух направлений — по две полосы движения в каждую сторону, рассказал GIPERNN.RU руководитель проекта ДСК «Автобан» Анатолий Савченко. Полная ширина пролетных строений оставит 24,85 метра, а общий вес металлоконструкций объекта — 13537,7 тонны. К строительству новой переправы планируется приступить во втором полугодии 2024 года.
Возведение мостового перехода через реку Оку можно назвать наиболее сложным этапом строительства дублера проспекта Гагарина с точки зрения реализации технических решений. Полная длина моста составит 1035 метров. Он будет включать 10 железобетонных монолитных опор, каждая из которых сооружается на свайном основании из буронабивных свай.
ДСК «Автобан»
Работы по возведению мостового перехода являются наиболее продолжительными, добавил Анатолий Савченко. Согласно условиям концессионного соглашения, реализация четвертой очереди начнется после заключения соглашения о предоставлении средств федерального бюджета (федерального капитального гранта), а также включения проекта в федеральную государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Когда завершится строительство дублера?
Запускать движение по новой автодороге планируется в несколько этапов, подчеркнул руководитель проекта ДСК «Автобан» Анатолий Савченко. Так, первыми будут готовы третья очередь (от пересечения с дорогой Нижний Новгород — Саратов до трассы Ряжск — Касимов — Муром), срок сдачи намечен на II квартал 2028 года. В III квартале 2028-го планируется ввести в эксплуатацию вторую очередь (от дороги Большая Ельня — Ольгино до трассы Нижний Новгород — Саратов и от улицы Ларина до дороги Большая Ельня — Ольгино).
Последней, по мере предоставления средств федерального бюджета и получения разрешения на строительство, — в IV квартале 2028 года — должна быть готова четвертая очередь (строительство моста через Оку, реконструкция дорог по улицам Фучика и Шнитникова). Таким образом, при своевременной передаче земельных участков под строительство возведение дублера проспекта Гагарина завершится к концу 2028 года. Однако, по словам Анатолия Савченко, «Автобан» будет стараться ввести дорогу в эксплуатацию раньше намеченных сроков.
В какую сумму обойдется строительство?
Актуальная стоимость строительства дублера проспекта Гагарина на сегодняшний день неизвестна. По информации регионального кабмина, предоставленной в декабре 2023 года, вторая, третья и четвертая очереди новой магистрали предварительно оцениваются в 64,4 млрд рублей. Позже Гипермаркет недвижимости GIPERNN.RU неоднократно обращался в областное правительство, чтобы уточнить сведения о стоимости, но ответа так и не получил.
О том, в какую цену обойдется каждая из очередей по отдельности, на заседании профильной комиссии гордумы в марте 2024-го рассказал исполняющий обязанности директора регионального ГУАДа Леонид Самухин. Правда, по его словам, цифры рассчитывали практически год назад — в втором квартале 2023-го. А значит, итоговые суммы точно будут выше.
Так, по прошлогодним расценкам первый этап второй очереди дублера стоил 6,41 млрд рублей, второй этап — 5,26 миллиарда. Третья очередь оценивалась в 4,92 млрд рублей, а четвертая — в 17,29 миллиарда. Таким образом, совокупная стоимость строительства на тот момент составляла 33,88 млрд рублей.
На сегодняшний день проектная документация по второму, третьему и четвертому и пятому этапам четвертой очереди находится на завершающей стадии прохождения госэкспертизы. Стоимость реализации будет определена после ее прохождения.
Реализация масштабного дорожного проекта стала возможной благодаря привлечению федерального финансирования — инфраструктурных бюджетных кредитов. К настоящему моменту Нижегородская область получила первый транш в размере 3,727 млрд рублей. Всего же региону одобрили 17,82 миллиарда. Как сообщили в ДСК «Автобан», доля инвестиций концессионера в проект может составить около 41%: возвратность средств обеспечивается выплатами из регионального бюджета после сдачи объекта в эксплуатацию.
Сколько будет стоить проезд?
Важно, что проезд по некоторым участкам дублера проспекта Гагарина может стать платным. Предполагается, что решение о введении платы будет утверждаться концедентом, то есть правительством Нижегородской области, в срок не позднее 60 рабочих дней до даты окончания срока строительства объекта. Базовый максимальный размер платы установят в зависимости от категории автомобилей, говорится в тексте концессионного соглашения. Предварительный базовый тариф для легковых автомобилей — 4 рубля за километр (в ценах на 01.01.2021), для грузового транспорта за такое же расстояние — 8 рублей (в ценах на 01.01.2021), согласно действующему постановлению Правительства Нижегородской области от 10.02.2021 № 108.
Плату за проезд по дублеру проспекта Гагарина будут собирать с использованием безбарьерной системы free-flow. Это даст возможность безостановочного движения транспорта без снижения скорости по всем очередям. При этом нижегородцы, проживающие вблизи перспективной дороги, смогут добираться до своих домов бесплатно. Сбор средств со всех остальных будет осуществляться в пользу концедента, то есть правительства Нижегородской области.
Почему отказались от первой очереди?
Первоначальный проект строительства дублера проспекта Гагарина начинался не со второй, а с первой очереди. Она включала отрезок от Анкудиновского шоссе до улицы Ларина в Нижнем Новгороде. В августе 2021 года МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» («ГУММиД») оценивал строительство в 19,4 млрд рублей.
Позднее стало известно, что цена указанного участка выросла до 25,3 миллиарда: об этом в декабре того же года сообщили в областном правительстве. Параллельно в «ГУММиДе» назвали меньшую цену — 20 миллиардов. Отметим, что проект данной очереди был разработан первым: госэкспертиза одобрила его еще весной 2021 года, в то время как остальные очереди прошли согласование в 2023–2024 годах.
Как ранее пояснили в МКУ «ГУММиД», в ближайшей перспективе строительство первой очереди дублера проспекта Гагарина не предусмотрено. Во-первых, она является самой дорогой среди остальных: даже создание моста через Оку обойдется дешевле. А во-вторых, первая очередь магистрали могла пройти по заповедной зоне Щелоковского хутора, что повлекло бы дополнительные трудности. По словам исполняющего обязанности директора ГУАДа Леонида Самухина, сейчас вся документация по первой очереди дороги-дублера передана в правительство Нижегородской области.
Требуется корректировка проектной документации, актуализация цены — цены очень «уехали» по материалам. Да и вообще, методика ценообразования изменилась. Поэтому сейчас первая очередь под реализацию не рассматривается. Все усилия брошены на то, чтобы совместно с Федерацией найти средства на вторую, третью и четвертую очереди строительства.
Где сейчас ведется строительство?
Масштабная подготовка к строительству дублера проспекта Гагарина стартовала еще в прошлом году. Начиная с октября региональное Минимущества выпустило распоряжения об изъятии около 250 земельных участков для государственных нужд в связи с реализацией проекта. Самый внушительный объем территорий изымается для строительства четвертой очереди.
Например, ННГУ имени Лобачевского лишится земельного участка площадью 39,5 тысячи квадратных метров на улице Дачной в Новинках. Там размещяются хозсклады, инженерно-лабораторный комплекс, учебный корпус с котельной и другие объекты. Также четвертая очередь строительства потребует, к примеру, изъятия из частной собственности 136 участков в садоводческом товариществе «Ока» Богородского района.
К первым строительным работам ДСК «Автобан» приступила 14 марта 2024 года. Реализация проекта стартовала с третьей очереди, в рамках которой подготовительные работы ведутся на южных границах города. По словам руководителя проекта ДСК «Автобан» Анатолия Савченко, сейчас выполняется устройство технологической площадки под расположение временных зданий и сооружений, складирование материалов и стоянки техники.
Выполняется подготовка территории объекта строительства с выносом коммуникаций, идет согласование переноса с собственниками коммуникаций и заключение договоров с субподрядными организациями на осуществление переустройства коммуникаций.
ДСК «Автобан»
К непосредственному строительству третьей очереди дублера проспекта Гагарина и отсыпке земляного полотна планируется приступить в апреле. Как отметил Анатолий Савченко, строительство второй и четвертой очередей новой магистрали также планируется запустить в 2024 году, но по мере освобождения территорий. Предполагается, что работы на всех трех очередях будут вестись параллельно, что дополнительно ускорит сдачу объекта в эксплуатацию.
Какие задачи решит дублер проспекта Гагарина?
Значение дублера проспекта Гагарина сложно переоценить. Новая дорога улучшит связь Автозаводского и Ленинского районов с нагорной частью Нижнего Новгорода, создаст новый транспортный коридор в международный аэропорт имени Чкалова и повысит привлекательность города для туристов, подчеркнул губернатор Глеб Никитин.
Дублер проспекта Гагарина протяженностью около 13 км станет важной частью нового транспортного каркаса Нижегородской агломерации. Магистрали такого масштаба в современной истории Нижнего Новгорода еще не строили!
Нижегородской области
Пропускная способность дублера составит более 130 тысяч автомобилей в сутки, что позволит полностью обеспечить данное направление транспортного трафика и разгрузить проспект Гагарина. Также дорога решит проблему пробок в центре Автозаводского района. Это будет возможно за счет перераспределения транспортных потоков с Мызинского и Стригинского мостов на новую переправу. Минуя проспект Ленина и улицу Веденяпина, транспорт будет пересекать Оку и сразу попадать в район поселка Новинки.
Дублер проспекта Гагарина — это долгожданный проект, который решит накопившиеся годами проблемы в логистике между сразу несколькими крупными районами города. Уже через четыре года нижегородцы получат новую и качественную магистраль.
Еще одна важнейшая задача, которую призван решить дублер проспекта Гагарина, — повышение транспортной доступности южной части города. Недавно там завершили крупнейший долгострой — ЖК «Новинки Smart City». Теперь прилегающие площадки готовят к новому грандиозному строительству: по механизму комплексного развития территорий (КРТ) в районе Новинок и Ольгино могут появиться около 3 млн квадратных метров жилья. По словам замгубернатора Сергея Морозова, застройкой уже интересуются крупные девелоперы.
Мы приглашаем инвесторов на уже подготовленную территорию участвовать в развитии инфраструктурных проектов и проектов жилищного строительства. Достаточно серьезная конкуренция на данной территории уже наблюдается, причем не только из местных инвесторов. Заходит ГК «Самолет», участвует ГК «ПИК». Всех перечислять не буду, надеюсь, что наши местные застройщики также не останутся в стороне.
Запуск дублера проспекта Гагарина может открыть новую главу в жизни нижегородцев. Где город не стоит в вечных пробках, а автомобилисты без проблем добираются из Автозаводского и Ленинского районов в нагорную часть Нижнего Новгорода. Также перспективная магистраль крайне важна для раскрытия потенциала южных территорий города. Однако заказчикам проекта важно не забывать и о первой очереди дороги, затрагивающей Анкудиновское шоссе, улицу Ларина и развивающиеся жилые массивы восточной части города. Ведь только в таком случае дублер проспекта Гагарина оправдает ожидания нижегородцев на 100%.
Комментарии