О чем бы вы спросили губернатора, если бы выпала такая возможность? Наверное, о том, что волнует больше всего: давка в автобусе по пути на работу, переполненная школа, в которую ходят ваши дети, вода с запахом из-под крана. Но разве губернатор должен погружаться во все эти частности? Конечно, ведь именно конкретные проблемы конкретных людей позволяют вскрыть и систематизировать болевые точки регионального масштаба.
В декабре 2024 года на прямую линию с губернатором Нижегородской области поступило более 7000 вопросов. Глеб Никитин сразу пообещал, что ни один из них не останется без ответа: к отработке обращений в оперативном режиме подключились руководители органов власти, муниципалитетов и Центр управления регионом. Сам губернатор 2,5 часа отвечал нижегородцам в прямом эфире, не пытаясь избегать острых тем. Разговор получился не только откровенным, но и предметным.
GIPERNN.RU собрал ответы на самые актуальные вопросы, прозвучавшие на прямой линии с Глебом Никитиным. Традиционно среди множества важных тем мы выбрали те, которые касаются новой застройки, инфраструктурных проблем и развития региона.
«Деньги на метро у подрядчика есть»
Пожалуй, в Нижнем Новгороде не найдется ни одного человека, который бы не мечтал о продлении метро. С белой завистью оглядываясь на Москву, все мы ждем, когда же наконец и у нас начнут строить по несколько станций в год. Несмотря на то, что строительство метро — сложный капиталоемкий проект, нижегородский губернатор смог добиться поддержки на федеральном уровне, и сейчас в центре Нижнего Новгорода строятся сразу две новые станции — «Площадь Свободы» и «Сенная».
Да, работы идут не так быстро, как хотелось бы. Рыть тоннель в нагорной части города гораздо сложнее, чем в заречной, — из-за особенностей грунта и холмистого рельефа. Кроме того, уже в процессе строительства стали возникать трудности, которые невозможно было предусмотреть заранее: неучтенные коммуникации, сверхнормативные отклонения, вынужденная замена тоннелепроходческих щитов. Глеб Никитин признал, что на смещение графика повлияли и разногласия с подрядчиком, но сейчас все они решены и проходка идет хорошими темпами.
Деньги у подрядчика есть в полном объеме, который необходим. Наконец-то были сняты разногласия и проведены корректировки проектной документации по самым сложным разделам, связанным с проходкой щита. Сейчас темп неплохой. Мы ориентируемся, что строительство метро должно завершиться в конце 2026 года.
Нижегородской области
«Никто Гребной канал не тронет, обещаю»
Никакой застройки Гребного канала не будет — пообещал нижегородцам губернатор. Все инвестиционные проекты, о которых в последнее время так много говорят, запланированы либо ниже, либо выше по течению Волги. На протяжении 2250 метров вдоль самого Гребного канала строительство не рассматривается в принципе: здесь так и останется школа гребли.
Сейчас общественное пространство в одной из самых видовых точек Нижнего Новгорода находится в непотребном состоянии, и этот факт нельзя игнорировать. Территорию необходимо благоустраивать, расширять, улучшать материально-техническую базу школы гребли, но совершенно точно — не отнимать Гребной канал у спортсменов. И это однозначная позиция Глеба Никитина.
Туристско-рекреационный центр «Три стихии» и гостиничный комплекс H2O расположатся ниже по течению реки. И эти, и другие проекты сохраняют спортивно-рекреационную функцию и отвечают концепции развития территории. Место под новое здание оперного театра выбрали вдоль основного течения Волги — за пределами Гребного канала. Более того, для него пока нет даже подтвержденного источника финансирования.
В сегодняшней непростой ситуации важно, чтобы строительство в принципе не было поставлено на паузу, отметил губернатор. Высокие процентные ставки и потенциальный кризис ликвидности могут затормозить любой инвестиционный проект, а для Нижнего Новгорода, взявшего курс на развитие, это не лучший сценарий.
Дорогие друзья! Не становитесь заложниками чужих интересов. Вдумывайтесь, перепроверяйте информацию. Не надо следовать шаблонным мыслям, что власть всегда обманывает народ. Я вам обещаю, что никто Гребной канал не тронет. Запишите куда-нибудь.
Нижегородской области
«Нет „Шанхаю“ в центре Нижнего Новгорода»
Говоря о Гребном канале, невозможно обойти стороной историю лодочной станции «Турист». С 1970-х годов лодочники занимали обширную территорию вдоль береговой линии. За это время они выстроили здесь десятки эллингов и других сооружений причудливой формы, напоминающих дачные домики, но так и не оформили землю в собственность. Владельцам маломерных судов неоднократно давали возможность узаконить лодочную станцию, однако они этого не сделали.
Теперь лодочникам предложили альтернативный участок на Бору. И тут главный инициатор нового проекта стал ставить вопрос не просто о размещении сооружений для хранения лодок и инвентаря, а о полноценном капитальном строительстве. Глеб Никитин отметил, что делать этого в зоне подтоплений нельзя по закону. А в качестве гарантии пообещал лодочникам юридически оформить долгосрочные права на землю. В этом случае они получат все то же, что имели на Гребном канале, но только на законных основаниях.
Не должно быть «Шанхая» в центре Нижнего Новгорода! Все участники лодочной станции на Бору смогут разместить объекты, которые могут использоваться и для ночевки — это тоже можно делать в режиме некапитальных сооружений. Они думают, что капитальность — это дополнительная защита, но это не так. Вы получите то, чего у вас не было на Гребном канале, вы получите документ! А если у вас есть документ — это гарантия. Есть решение штаба, я еще раз дополнительно подтверждаю: стройте свои станции, храните свои лодки!
Нижегородской области
«Не ведитесь на провокации!»
В последнее время у нижегородцев на слуху несколько крупных проектов, вокруг которых возникали скандалы. Кроме застройки Гребного канала, это, например, вторая канатная дорога в Нижнем Новгороде, жилой комплекс на левом берегу Оки, а также школа для одаренных детей возле озера Бездонное на Бору. Общаясь с нижегородцами в прямом эфире, Глеб Никитин был готов комментировать даже такие, казалось бы, неоднозначные темы.
Хотя позиция губернатора, как выяснилось, вполне простая и понятная. По его словам, во всех этих случаях сначала возникают несколько человек с личной проблемой, иногда вполне объективной. Затем к ним подключаются «профессиональные протестующие», которые начинают намеренно раскачивать ситуацию, выдавая чей-то персональный интерес за интерес общественности. Они готовят коллективные обращения и собирают подписи, заведомо не давая возможности людям разобраться в сути вопроса.
В истории со строительством школы на Бору речь идет о ведущем учреждении образования страны, которое будет создаваться на основе отдельного федерального закона по решению президента, подчеркнул Глеб Никитин. Территория вокруг озера из заброшенной превратится в благоустроенную, а та самая аллея, за которую особенно переживали местные жители, останется нетронутой.
Где бы ты ни начал что-то строить, обязательно найдется кто-то, кто скажет: а давайте не здесь! А почему не здесь? Аллею, которую высаживали призывники в 1980-е годы, получается сохранить. Мы ее не будем трогать! Территория озера и вокруг будет благоустраиваться. А сейчас-то там что? Дикие, заброшенные места.
Нижегородской области
«Радикально решаем вопрос с транспортом»
Транспортная реформа — едва ли не самая болезненная тема для нижегородцев. Люди подолгу вынуждены стоять на остановках, а нужный автобус зачастую приходит битком. Вечером или в выходные из некоторых районов и вовсе бывает трудно уехать. Но настоящий взрыв общественного негодования вызывают любые изменения в маршрутах общественного транспорта.
Транспортная схема корректируется не от желания власти продемонстрировать активность, объяснил Глеб Никитин. Главная цель реформы — избавиться от протяженных и дублирующих маршрутов, чтобы увеличить интервальность движения. Если убрать или сократить недостаточно востребованные направления, а автобусы с них перевести на популярные маршруты, транспортная ситуация в городе постепенно начнет улучшаться.
Еще одно важнейшее решение, которое поможет решить проблему с общественным транспортом, — это переход на брутто-контракты. Говоря простым языком, перевозчики станут получать деньги из бюджета, а не напрямую от пассажиров. И во главу угла для них теперь будет ставиться не количество человек в салоне, а строгое соблюдение расписания и выдержанный километраж, вне зависимости от заполненности конкретного автобуса.
Почему проблемы вечером? У некоторых перевозчиков, особенно частных, есть соблазн не выйти в рейс, если автобус не заполняется битком. Больше народу — больше выручка. Решение перейти на брутто-контракты — тяжелое, потому что финансово затратное. Запланированные расходы бюджета в 2025 году вырастут в 2,5 раза. Но оно поможет радикально изменить ситуацию.
Нижегородской области
«Дороги уже далеко не в топе проблем»
За последние несколько лет в Нижегородской области привели в порядок 4800 км дорог. По словам Глеба Никитина, в среднем за пять лет на каждый район пришлось по 80–90 км обновленных дорог, а в отдельных районах этот показатель достигает 150–170 километров. Значительное внимание проблеме ремонта уделялось, например, в Кстовском и Ардатовском районах.
Если бы не проблематика большегрузов и карьерных машин под строительство трассы М-12, то ситуация с дорогами была бы гораздо лучше, чем 5–6 лет назад. Разбитые дороги на юге области восстановили за счет собственных ресурсов где-то на 1/7. Работаем с коллегами из Автодора и Росавтодора, чтобы они помогли нам ускорить решение этой проблемы. В Нижнем Новгороде обеспечиваем нормативное состояние 85% дорог агломерации.
Нижегородской области
На фоне общего улучшения ситуации с дорогами отдельные проблемы особенно сильно бросаются в глаза. В Нижнем Новгороде предметом жалоб часто становился проспект Ленина: несмотря на то, что дорогу отремонтировали не так давно, в 2018 году, всего за несколько лет на ней образовалась глубокая колейность.
Сейчас на проспекте Ленина не только меняют асфальт, но и устанавливают новые светофоры, а также прячут провода под землю. Губернатор отметил, что 2,2 км от управления Горьковской железной дороги до администрации Ленинского района уже сделали, еще 1,5 км до улицы Новикова-Прибоя завершат в 2025 году.
«За лучшей медициной не придется ехать в Москву»
Нехватка узких специалистов и недостаток высокотехнологичного оборудования — проблема системы здравоохранения не только Нижегородской области, но и других регионов. Во время прямой линии Глеб Никитин заявил, что мы «видим свет в конце тоннеля». Правительство не первый год ведет кропотливую работу, чтобы жители всех населенных пунктов были обеспечены качественной медицинской помощью, а с самыми серьезными заболеваниями нижегородцам не приходилось бы ездить к столичным врачам.
Реформа системы здравоохранения основана на глубоком анализе материально-технической базы и кадрового состава каждого из существующих медучреждений, объяснил губернатор. По итогам этой работы было принято решение создать в Нижегородской области 15 межрайонных медицинских центров, полностью укомплектованных узкопрофильными специалистами. Они будут вести приемы во всех населенных пунктах, где есть отделение врача общей практики или районная больница. В остальных местах продолжится строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов): к 60 уже построенным вскоре добавятся еще 24.
В Нижнем Новгороде у каждого медцентра будет своя специализация, основанная на опыте и компетенциях городских больниц: кардиология, урология, пульмонология, офтальмология и так далее. Важный момент, на который обратил внимание Глеб Никитин, — закрывать учреждения и сокращать медперсонал никто не планирует. В отдельных случаях возможно перепрофилирование, но только для того, чтобы сбалансировать систему.
Вся эта реформа не предполагает закрытие нигде ничего. Может быть высвобождение неиспользованных объектов. Чтобы не было так, что в одном месте есть специалист, но он недозагружен, а в другом месте нет. Один стационар стоит пустой, а в другом все койки переполнены. Вот этого не будет. Кадры будут сохранены.
Нижегородской области
Особое внимание уделяется развитию медицины самого высокого уровня. Нижегородская областная больница имени Семашко и региональный онкологический диспансер планируется превратить в единый многопрофильный медицинский центр под названием «Город здоровья», который будет оказывать все виды помощи взрослым пациентам. Для этого сформирован план по закупке высокотехнологического оборудования, в том числе для ПЭТ/КТ — ключевого инструмента в диагностике злокачественных новообразований. Губернатор отметил, что уже заручился финансовой поддержкой проекта на федеральном уровне.
Кардиологический центр и детская областная больница сформируют «Квартал здоровья», ориентированный в первую очередь на юных пациентов, а также на взрослое население в части кардиологии. Губернатор напомнил, что в детской областной больнице активно ведется капитальный ремонт: первый корпус полностью завершен, а остальные будут сданы в течение 2025–2026 годов. Кардиологический центр отремонтировали в 2024-м, здесь осталось провести благоустройство территории.
На базе четырех медицинских учреждений, расположенных на одной площадке в Московском районе, планируется развивать «Семейный квартал». Городская больница № 30, детская больница № 27, поликлиника № 17 и роддом № 5 объединят возможности для решения проблем репродукции и поддержки родительства. По словам губернатора, старт проектов «Семейный квартал», «Квартал здоровья» и «Город здоровья» запланирован на 2025 год.
«С дольщиками решен вопрос полностью»
Совсем недавно проблема обманутых дольщиков в Нижегородской области стояла очень остро и ни одна прямая линия не обходилась без вопросов о долгостроях. Сейчас решения приняты абсолютно по всем объектам незавершенного строительства: одни дома достроены, по другим выплачены компенсации.
С дольщиками вопрос решен полностью. Сейчас идет достройка ЖК на Горького — это последний объект, который завершается. Из реестра он уже исключен, потому что недобросовестный застройщик заменен на нового. Главное, чтобы новых обманутых дольщиков не появилось в силу финансовой нагрузки на девелоперов. Надеюсь, что выдержат.
Нижегородской области
«Присоединение Кстова — это назревшее решение»
Прямая линия с губернатором завершилась одним из самых злободневных вопросов конца 2024 года — зачем понадобилось объединять Нижний Новгород и Кстово? Глеб Никитин объяснил, что многие кстовчане давно считают себя нижегородцами. Афонино, Анкудиновка, Ройка, Селекция — жители всех этих населенных пунктов прописаны в Кстовском округе, но каждый день приезжают на работу в Нижний Новгород. А станция аэрации, которая обслуживает почти весь город и находится в ведении Нижегородского водоканала, относится к кстовской территории.
Если от Кузнечихи ехать дальше, после Анкудиновки ты опять приезжаешь в Нижний Новгород. Иногда какие-то исторические особенности в различные периоды время формировали хаотичные решения. Если изучить, что из себя представляет карта с этой стороны Нижнего Новгорода, становится понятно, что это просто хаос. Безусловно, сейчас здесь абсолютно единая территория.
Нижегородской области
Губернатор добавил, что объединение Нижнего Новгорода и Кстова — абсолютно назревшее решение, от которого останутся в выигрыше и кстовчане, и нижегородцы. После вхождения Кстовского округа в состав Нижнего Новгорода будет гораздо легче решать любые вопросы — от транспортных до градостроительных.
Прямая линия с губернатором еще раз показала, что во главе Нижегородской области стоит думающий и сильный руководитель, который хорошо знает проблемы региона. Глеб Никитин готов слушать нижегородцев, говорить с ними на одном языке и включаться в решение самых сложных вопросов. Подтверждение тому — зашкаливающий интерес к прямой линии: к середине декабря трансляцию «ВКонтакте» посмотрели более миллиона человек.
Комментарии