В Нижнем Новгороде продолжается транспортная реформа: одни маршруты отменяются, другие сокращаются, третьи выпрямляются. И все это для того, чтобы уменьшить время ожидания на остановках и разгрузить автобусы, в которые из-за жуткой давки невозможно попасть.

Фото: Наталия Пылина

Не успели нижегородцы привыкнуть к изменениям, введенным осенью, как схему движения транспорта снова корректируют. С одной стороны, не у всех частных перевозчиков еще истекли свидетельства, а значит, переход на регулируемые тарифы нельзя осуществить единовременно. А с другой, реформаторы исправляют допущенные ошибки, реагируя на общественный резонанс.

Маршруты нижегородских автобусов и электробусов в очередной раз поменяются в декабре и январе. Некоторые из них просто перейдут с литеры «Т» на литеру «А», но есть и такие, которые сильно сократят или вовсе изменят путь следования. Как будет ходить общественный транспорт в Нижнем Новгороде начиная с конца 2024-го и как поменяется схема в 2025 году, рассказал заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Денис Рябинин.

Э-17. ЖК «Новая Кузнечиха» — Площадь Минина и Пожарского

Источник: vk.com/newroute_nn

С 1 декабря 2024 года изменится маршрут электробусов Э-17. Они перестанут ходить в ЖК «Цветы» и будут выезжать с проспекта Героев Донбасса, забирая пассажиров из Новой Кузнечихи. Сейчас электробусы Э-9 приходят в ЖК «Новая Кузнечиха» уже загруженными. Теперь это проблема исчезнет, так как у Э-17 здесь будет начальная точка пути. Кроме того, Э-17 начнут заезжать в старую Кузнечиху и только потом следовать на площадь Минина.

Для жителей «Цветов» на маршруте останется одна остановка — «Сбербанк». Но чтобы компенсировать отмену электробуса в ЖК «Цветы», на маршруте А-31 увеличена провозная способность, добавил Денис Рябинин. Сейчас на линию выходят 16 новых автобусов среднего класса, а с 1 декабря перевозчик увеличит их количество до 18. Интервал движения, согласно исследованиям, составляет 7–10 минут.

Э-9. ЖК «Анкудиновский Парк» — площадь Минина и Пожарского

Источник: vk.com/newroute_nn

Маршрут электробусов Э-9 спрямляется с 1 декабря 2024 года. Больше они не будут заходить в ЖК «Новая Кузнечиха» и старую Кузнечиху. Наполняясь в ЖК «Анкудиновский Парк», Э-9 будет сразу же выезжать на Советскую площадь, а потом — на площадь Минина. Время в пути также сократится за счет проезда по улице Варварской после запуска объездной на площади Свободы.

Как объяснил Денис Рябинин, в результате последних изменений, которые произошли с 1 сентября, маршрут Э-9 оказался перегружен, а Э-17, наоборот, недозагружен. Благодаря выпрямлению трассы Э-9 и переносу конечной остановки Э-17 в Новую Кузнечиху, маршруты планируется сбалансировать, сделав интервалы между ними более понятными для пассажиров.

А-67 (вместо Т-67). Космическая — станция метро «Стрелка»

А-70 (вместо Т-70). Кузнечиха-2 — станция метро «Стрелка»

А-82 (вместо Т-82). Автовокзал «Щербинки» — Усилова

А-74 (вместо Т-74). Верхние Печеры — ЖК «Бурнаковский»

А-87 (вместо Т-87). ЖК «Торпедо» — Катер «Герой»

Пять автобусных маршрутов переводятся с литеры «Т» на литеру «А», при этом пути их следования остаются неизменными. Маршрутки Т-82 и Т-74 перейдут на регулируемые тарифы и начнут ходить под номерами А-82 и А-74 с 1 декабря 2024 года. Маршрутки Т-67, Т-70 и Т-87 станут работать по госконтракту под номерами А-67, А-70 и А-87 с 1 января 2025 года.

А-91 (вместо Т-91). Поселок Черепичный — Черниговская

Источник: vk.com/newroute_nn

С 1 декабря маршрут Т-91 будет называться А-91. Из него исключается часть пути до Московского вокзала, но появляется заезд на улицу Черниговскую. Автобусы по-прежнему будут выезжать из поселка Черепичного, далее следовать по проспекту Гагарина, улицам Бекетова и Ванеева, затем через площадь Минина и Пожарского будут спускаться на Речной вокзал и продолжать путь вдоль Черниговской набережной.

Решение пустить сюда А-91 связано с перспективной застройкой правого берега Оки, а связку с ж/д вокзалом планируется обеспечить за счет других маршрутов. По словам Дениса Рябинина, добраться до Московского вокзала с Ванеева можно на 61-м автобусе, с Бекетова — на 34-м, с Гагарина — на 29-м и 43-м. С площади Минина до Гордеевского микрорайона ходит большой поток транспорта, включая популярные А-90 и А-45.

А-38 (вместо Т-138). Соцгород-2 — станция метро «Стрелка»

Источник: vk.com/newroute_nn

Новый автобусный маршрут А-38 заметит маршрутку Т-138 с 27 декабря. Путь следования почти полностью сохранится с двумя небольшими изменениями, которые замглавы Минтранса назвал «косметическими». Во-первых, в связи с тем, что маршрутка Т-37 отменяется, автобусы А-38 будут замещать ее, проезжая мимо парка 1 Мая. Во-вторых, вместо улицы Дьяконова А-38 переместятся на улицу Львовскую, обеспечивая жителям улицы Строкина прямую связь с ВШЭ и ФОКом «Северная звезда».

А-76 (вместо Т-76). Дубравная — Московское шоссе

Источник: vk.com/newroute_nn

Маршрут Т-76 будет переведен на регулируемые тарифы и получит литеру «А» с 27 декабря. С этого же момента его значительно сократят: теперь автобусы будут ездить от Дубравной только до Московского шоссе, а не в верхнюю часть города, как это было ранее. Денис Рябинин пояснил, что до автовокзала в Щербинках жители Сормова смогут доехать на 86-м автобусе, который начал ходить до ЗКПД-4 с конца сентября: А-86 почти полностью дублирует существующий маршрут Т-76. Жителям Дубравной, до которых А-86 не доезжает, предлагается добираться на А-76 до Московского шоссе, а далее делать пересадку в любом нужном направлении.

А-12. Московское шоссе — Автовокзал «Щербинки»

Источник: vk.com/newroute_nn

С 1 января 2025 года автобусный маршрут А-12 переводится на брутто-контракт и сокращается до улицы Рябцева. Уменьшение трассы с сохранением подвижного состава поможет улучшить работу автобуса, а доехать с Чаадаева до Щербинок можно будет на 86-м маршруте либо с пересадкой, добавил Денис Рябин. Брутто-контракт будет означать прямое финансирование из бюджета, когда перевозчику важно выходить в рейс по расписанию, а не зависеть от интенсивности пассажиропотока.

А-89. Новая Стройка — Долгополова

Источник: vk.com/newroute_nn

Автобусный маршрут А-89 изменится с 1 января 2025 года. Он по-прежнему будет выезжать из поселка Новая Стройка, но продолжит двигаться не по Сормовскому шоссе и Гордеевской, а через Чаадаева по Московскому шоссе. Конечная точка останется на Московском вокзале. Как объяснил Денис Рябинин, путь следования автобуса А-89 меняется для ускорения движения и в связи с возвращением трамваев № 6 и № 7 на полный маршрут после реконструкции путей.

А-93 (вместо Т-93). Рынок «Московский» — станция метро «Автозаводская»

Источник: vk.com/newroute_nn

С 1 января 2025 года маршрут Т-93 меняется на А-93, существенно сокращая свою протяженность. В связи с переходом на брутто-контракт автобусы перестанут ходить в Верхние Печеры и будут ездить до станции метро «Автозаводская». Замминистра транспорта говорит, что существующий маршрут слишком длинный, а курсируют на нем всего 1–2 автобуса. После сокращения пути расписание станет более понятным, а сам маршрут — более жизнеспособным. Жители Сортировки и Кузбасской смогут добираться до проходных Автозавода и метро, при необходимости потом делая пересадку в верхнюю часть города. При этом добраться до станции метро «Автозаводская» в этом случае будет быстрее, чем до станции метро на Московском вокзале.

А-7. Микрорайон Юг — Седьмое небо

Источник: vk.com/newroute_nn

Автобусный маршрут А-7 продляется до микрорайона Юг и перестает объезжать Мещерское озеро. Изменения начнут действовать с 1 января 2025 года, после перехода на брутто-контракт. Денис Рябинин подчеркнул, что из-за отмены 13-й маршрутки в сентябре поступало много вопросов по поводу связи микрорайона Юг и Молитовки. Теперь эту функцию берет на себя автобус А-7, который поедет по Монастырке. Он будет забирать пассажиров с улицы Веденяпина, из микрорайона Юг, у «Школы 800» и в большей части Молитовки, имея понятное расписание, адекватный интервал и гарантированное число автобусов. Отказ от микрорайона Мещерское озеро чиновник никак не объяснил.

А-58. Космическая — площадь Комсомольская

Источник: vk.com/newroute_nn

Автобус А-58 с 1 января 2025 года также переводится на брутто-контракт и сильно сокращает путь следования. Он больше не будет ездить в верхнюю часть города: по словам Дениса Рябинина, от площади Минина до улицы Деловой и так ходит достаточное количество транспорта. В свою очередь, Комсомольскую площадь с историческим центром связывают трамвай и метро. Жителям Автозавода предлагается на 58-м автобусе доезжать по проспекту Ленина до площади Комсомольской, а затем пересаживаться на электротранспорт.

А-97* (вместо Т-97). Микрорайон Юг — Деловая

Источник: vk.com/newroute_nn

С 1 декабря 2024 года вместо маршрутки Т-97 появится автобус А-97, путь которого будет сокращен с двух сторон: как на Автозаводе, так и в Верхних Печерах. Замглавы Минтранса особо подчеркнул, что с декабря по январь фактически будут работать два маршрута: и А-97, и Т-97. Маршрутка перестанет ходить только с 21 января 2025 года, когда у перевозчика подойдет к концу срок действия свидетельства.

Автобус А-97 не поедет в поселок Мостоотряд, а будет выезжать из микрорайона Юг — за счет этого путь следования уменьшится примерно на 4 км. Затем он повезет пассажиров с Автозавода в верхнюю часть города — по проспекту Гагарина, через площади Горького и Минина. Денис Рябинин утверждает, что на этой части пути маршрут заработает лучше. Кроме того, добавится связка с онкоцентром на улице Деловой. До Верхних Печер автобус доезжать не будет, благодаря чему срежет еще около 3,5 км дороги. Но отсюда люди в основном едут в центр, а до площади Минина и так идет достаточное количество транспорта — 90-й, 45-й, 24-й.

Как уже говорилось выше, на Автозаводе автобус А-97 будет перенаправлен из поселка Мостоотряд в микрорайон Юг, где преобладает многоэтажная застройка. Для жителей Мостоотряда, в свою очередь, вводится обновленный автобусный маршрут А-75.

А-75*. Поселок Мостоотряда — Пермякова

Источник: vk.com/newroute_nn

С 22 января 2025 года путь следования автобуса А-75 сокращается до Мостоотряда. Сейчас он идет из поселка Нагулино через Гнилицы и Стригино, а далее по Лескова и Мончегорской в Северный поселок. Как объяснил Денис Рябинин, теперь привычный маршрут фактически разбивается на два — 75-й и 79-й.

Нижний Новгород не может позволить себе протяженные маршруты из-за острой нехватки водителей. Если путь длинный, автобусы дольше стоят в пробках, сбивается расписание и невозможно выстроить адекватную пересадочную систему, сказал замминистра. После сокращения маршрута Т-75 будет выполнять большее количество рейсов и ездить с интервалом 7–10 минут, обеспечивая связь с соцучреждениями внутри района. Также к этому времени на брутто-контракт перейдет А-21, который будет возить автозаводчан до Нагулино, и появится новый маршрут А-79.

А-79. Нагулино — станция метро «Парк Культуры»

Источник: vk.com/newroute_nn

Новый автобусный маршрут А-79 запустят в Автозаводском районе с 22 января. Он будет полностью дублировать маршрут А-75 от поселка Нагулино до станции метро парк «Культуры», каким тот был до осенних изменений — то есть без заезда в ЖК «Водный мир». Новый А-79 будет доезжать только до ДК «ГАЗ», поэтому пяти автобусов на маршруте будет хватать для нормального интервала 15–20 минут, благодаря чему обеспечится социальная связка с больницами № 13, № 40 и школами. Кроме того с перевозчиком, обслуживающим 301-й маршрут, который едет по Южному шоссе, были достигнуты договоренности о действии транспортной карты, которая позволяет совершить бесплатную пересадку в течение 60 минут.

По словам Дениса Рябинина, текущий 75-й едет от Нагулино до «Парка Культуры» 38 минут в часы пик и 29–30 минут вне пика. Таким образом, жители поселков Нагулино, Гнилицы и Стригино без проблем будут успевать делать бесплатную пересадку, ведь 60 минут — это не чистое время в пути, а промежуток между первой и второй оплатой. Замглавы Минтранса пообещал, что местным жителям не стоит переживать из-за сокращения 75-го маршрута и проблем с транспортным обслуживанием у них не возникнет.

Сами же автозаводцы всерьез обеспокоены предстоящими изменениями. Чтобы предотвратить сокращение автобусных маршрутов А-97 и А-75, они даже обратились к президенту Владимиру Путину. По мнению жителей поселков Мостоотряд, Питомник, Малышево, Стахановский, Нагулино, Гнилиц и Стригино, предлагаемые изменения не учитывают потребности пассажиров и нарушают стандарты транспортного обслуживания, а вводимый А-79 проблему не решит. Кто прав в очередном противостоянии Минтранса и горожан, видимо, будем выяснять опытным путем.

*UPD: 29 ноября в ЦРТС сообщили, что автобусные маршруты А-75 и А-97 в Автозаводском районе не будут сокращать до того момента, как возобновится движение трамвая № 8. Автобусы продолжат ходить через поселки Нагулино, Гнилицы, Стригино и Мостоотряд в 2025 году. Точные сроки возвращения на маршрут трамвая № 8 пока не определены, но уже понятно, что подрядчик не успеет завершить реконструкцию путей в срок до 20 января, как планировалось по графику.

ЖК «Трио» в Автозаводском районе