В Нижнем Новгороде состоялось долгожданное открытие третьего и последнего корпуса «Школы 800». 20 февраля свои двери распахнуло образовательное учреждение полного дня в Сормовском районе. Работы на стройплощадке начались еще в 2020 году: школу планировали сдать к 800-летию столицы Приволжья. Однако строительство затянулось.
Корпуса в Верхних Печерах и на Автозаводе приняли учеников в 2023 году, а в Сормове — лишь в 2024-м. Последний расположился в границах улиц Машинной и Победной, неподалеку от Силикатного озера. В стенах четырехэтажного здания на 1100 мест оборудовали кабинеты-трансформеры, спортивные залы, бассейн, типографию, современную библиотеку и другие пространства, о которых многие из нас в своем детстве могли только мечтать.
Чем примечательна «Школа 800», почему дети хотели поскорее сесть за парты, а преподаватели стремились присоединиться к масштабному проекту, выяснил корреспондент GIPERNN.RU, который побывал на праздничном открытии сормовского корпуса.
Долгожданный праздник
Утро в день открытия сормовского корпуса «Школы 800» началось в просторном актовом зале. Некоторые места оставались свободными: это связано с адаптационным периодом, который проходят только 350 юных нижегородцев. Все они — ученики 2-8-х классов. Набор первоклашек на 2024/2025 учебный год должен начаться в ближайшем марте. А вот 9-11-е классы набирать не будут: в них со временем смогут перейти только сами ученики инновационного образовательного центра.
Вступительное слово предоставили губернатору Нижегородской области Глебу Никитину. Обращаясь к присутствующим, он вспомнил школу, в которой когда-то учился: она была относительно небольшой и лишенной уюта. Сормовская «Школа 800» оставила у главы региона совсем другие впечатления.
В этом корпусе и просторы, и современный дизайн, и ощущение того, что ты имеешь все необходимое. […] Я поздравляю вас с открытием школы, желаю вам потусоваться здесь в удовольствие в адаптационные дни. 26 февраля вы уже начнете учиться — все будет серьезно, настройтесь на это, — добавил Глеб Никитин.
На сцене в день открытия также выступили директор сормовского корпуса Анна Храмова и глава всего образовательного центра Марк Сартан. Последний подчеркнул, что «Школа 800» в Сормове — не филиал, а равноценный самостоятельный корпус. Марк Сартан заверил, что руководство сделало все, чтобы наполнить учреждение полного дня разнообразными активностями и стимулировать детей как можно дольше задерживаться в его стенах. В свою очередь, Анна Храмова обратилась с теплыми пожеланиями к ученикам и педагогам.
Дорогие ребята, я хочу пожелать вам достигать образовательных результатов, достигать новых вершин и не останавливаться на достигнутом. Пусть все, что вы раздумываете, сбывается. Дорогие педагоги, я желаю вам стать настоящей командой профессионалов «Школы 800». И каждый день, каждому ребенку помогать осознанно выбрать свой путь к успешной жизни, — поделилась Анна Храмова.
Сами ученики на торжественном мероприятии показали гостям ироничную сценку, посвященному долгожданному запуску «Школы 800». Главными действующими лицами были Глеб Никитин и Марк Сартан, которые сначала пытались открыть школу в Верхних Печерах, затем на Автозаводе и наконец — в Сормове. В итоге усилия увенчались успехом. Остальные юные актеры изображали преподавателей и учащихся образовательного центра. В конце праздника детям предложили написать «письма желаний» в будущее и положить их в специальный ящик в форме ростка. Там же хранятся послания учащихся двух других корпусов школы.
Уникальное наполнение
Внешний вид и внутреннее наполнение сормовской «Школы 800», как других корпусов образовательного центра, полностью меняют представление о современной школе. Снаружи четырехэтажное здание выполнено в бежево-серых тонах. Акцентами выступают стеклянные угловые конструкции. Сразу за входными дверьми — турникеты, препятствующие попаданию внутрь посторонних. Вместо стандартных учебных классов в «Школе 800» оборудованы кабинеты-трансформеры: мобильные парты с легкостью передвигаются для групповой работы или творческих занятий, а само пространство делится на зоны.
Приятно удивляют, например, два кабинета технологии. В одном есть все для кройки и шиться, во втором — для работы с металлом и деревом. Причем традиционного разделения на «технологию для девочек» и «технологию для мальчиков» здесь не будет: учащиеся могут работать как с иголкой и ниткой, так и со сверлом. Также в здании расположились информационно-библиотечный центр, актовый зал, столовая, типография, гардеробные, раздевалки и многое другое. Нашлось место и для кабинета психолога.
Мощная социально-психологическая служба — это веяние времени, это уже давно не мода. Первые психологи появились в России в 1992–93 годах. Два главных направления — поддержка индивидуальных образовательных маршрутов у обычных детей и так называемые трудные дети, — пояснил Марк Сартан.
Изюминка сормовского корпуса — разнообразные спортивные пространства. Один спортзал оборудован для единоборств и общей физической подготовки, второй — для игровых видов спорта и занятий на тренажерах. Бассейна в сормовской «Школе 800» тоже два: малый для детей помладше и полноценная 25-метровая чаша. Чтобы занятия были комфортными, полы в помещении сделали теплыми. Пока занятия в бассейнах будут вести педагоги физкультуры, позже штат могут пополнить тренеры по плаванию.
«Счастье учиться!»
Пожалуй, главная особенность образовательного процесса во всех корпусах «Школы 800» — критериальная система оценивания. Это методика оценки знаний на основе простых и понятных критериев, которые преподаватели разработали для каждого предмета. В результате обучающиеся фокусируются на достижении результатов, а не на получении статуса хорошиста или отличника, за которыми подчас не видно, чему ребенок научился за определенное время.
По словам Марка Сартана, такой подход воспринимается учащимися легко и мотивирует их к получению новых знаний. Лозунг «Школы 800» — «счастье учиться!», и благодаря критериальной системе оценивания он становится вполне оправдан.
В ноябре мы собирали Всероссийскую конференцию по системе критериального оценивания. Честно, мы не ожидали такого отклика. Это все-таки специфическая, отдельная, небольшая часть образования. Но приезжих было 300 человек — от Крыма до Сахалинаа, такая была география. Причем тема вызвала невероятный интерес и у частных, и у муниципальных школ, — поделился директор АНО «Школа 800».
Преимущества критериальной системы оценивания отмечают и педагоги сормовской «Школы 800». Например, учитель химии Елена Мисевра уже успела поработать по ней в корпусе в Верхних Печерах. Педагог поделилась, что опыт пришелся ей по душе. Классическая пятибалльная система, которая используется в других образовательных учреждениях, давно превратилась в трехбалльную. Ученики, как правило, получают только оценки «три», «четыре» и «пять». Все это, по мнению учителя, не позволяет объективно оценить качество знаний детей.
Критериальная система оценивания позволяет показать разницу в знаниях. Это не баллы, это понимание ребенка, насколько он знает предмет. Мы пытаемся уйти от баллов, чтобы баллов не было у ребенка в голове. Он должен понимать, что именно знания ценны, — пояснила Елена Мисевра.
Еще одна фишка школы полного дня — широкий выбор направлений дополнительного образования. В свободное от уроков время дети могут, например, лепить из керамики, изучать медицину, историю, заниматься музыкой, виртуальным моделированием, петь в хоре, играть в баскетбол и многое другое. Кстати, в дальнейшем на базе «Школы 800» может открыться и яхт-клуб: такую мечту около Автозаводского корпуса намерен реализовать Глеб Никитин.
Очень много спорта, очень много художественных, технических направлений. Ну и экзотика типа спидкубинга, кудо — это тоже есть. Все зависит от того, какие преподаватели есть. Но вы удивитесь, иногда эту роль выполняют и дети, они открывают клубы по интересам. Например, один мальчик-пятиклассник в корпусе в Верхних Печерах создал клуб по метеорологии, — поделился Марк Сартан.
«Школа-первопроходец»
По сути образовательный центр «Школа 800» представляет собой единую, уникальную для города экосистему. Здесь не только дают новые знания, но и развивают интерес к учебе, учат думать, слушать, задавать вопросы. А ассортимент кружков и дополнительных занятий, открытых на базе школы, и вовсе поражает воображение.
Сейчас в печерском корпусе обучаются больше 1000 учеников, в автозаводском — почти 600, в сормовском — 350. Ожидается, что уже в ближайшем сентябре последний выйдет на половину проектной мощности. Полностью заполнить школу, рассчитанную на 1100 учащихся, планируется в течение трех лет.
«Школа 800» — это первопроходец не только в Нижнем Новгороде, но и по всей России. Я уверен, что у этого образовательного комплекса огромное будущее. Со временем «Школа 800» станет кузницей кадров для нижегородского образования, а также ресурсным центром, который будет апробировать лучшие практики. Чтобы с чистого листа, как конструктор, можно было построить что-то свое и уникальное, — такой возможности раньше не было. А здесь она появилась, и мы ей воспользуемся сполна, — заключил Глеб Никитин.
Комментарии